История ЗАТО Железногорск

Вид городской площади, акварель. Авторы: гл. архитектор А. Рутковский, архитектор В. Пахомов, 1953 г. Застройка площади начата в 1955 г.

История Железногорска тесно связана с развитием атомной промышленности России. В конце 1940-х годов в СССР ускоренными темпами велось строительство предприятий по производству компонентов ядерного оружия. По решению 1 Главного управления при Совете народных комиссаров СССР один из секретных заводов по наработке оружейного плутония требовалось разместить близ реки или озера (для забора воды на охлаждение реакторов), достаточно далеко от государственной границы, в несейсмичном районе около крупного промышленного центра и обязательно - под землей. По расчетам ученых, от ракетно-бомбового удара основной объект могла защитить 200-метровая толща земли.

А. П. Завенягин, заместитель начальника 1-го Главного управления при Совете Министров СССР, 1950 г.По предложению заместителя начальника 1-го Главного управления при Совете Министров СССР А.П. Завенягина была выбрана площадка с горным массивом в среднем течении Енисея. В мае 1949 года по распоряжению И.В. Сталина для окончательного выбора места строительства в Красноярский край прибыла изыскательская экспедиция Ленинградского проектного института ГСПИ-11.
 
 
Десант изыскателей исследовал окрестные деревни - Атаманово, Додоново, Куваршино, Шивера, Балчуг и Белорусскую и остановил свой выбор на деревне Додоново. В выбранном месте Атамановский хребет вплотную приближался к Енисею, огородив с востока широкую долину, в которой можно было расположить жилой поселок. Что немаловажно - в 64 километрах располагался крупный промышленный центр - Красноярск и железнодорожная магистраль - Транссиб.
 
Пароход ’Мария Ульянова’ Енисейского речного пароходства, 1950-е гг.20 августа 1949 года на берег Енисея у деревни Додоново на пароходе "Мария Ульянова" прибыл отдельный строительный батальон в составе 800 человек под командованием подполковника Курносых. Военных передислоцировали из города Глазова для развертывания подготовительных работ по строительству будущего рабочего поселка.
 
Уже в октябре 1949 года был сформирован первый строительный район. Несмотря на суровые условия - ранние холода, жизнь в палатках, бездорожье и отсутствие механизмов, бойцы стройбата в короткий срок построили причалы для разгрузки барж со стройматериалами и первые склады, проложили 6 км гравийной дороги и начали строительство бараков. В конце октября поступил приказ стойку законсервировать, а личный состав передислоцировать в район Томска, оставив для охраны складов сто человек.
 
26 февраля 1950 года вышло в свет постановление Совета министров СССР, подписанное И.В. Сталиным, о строительстве комбината № 815. В постановлении говорилось:
"В целях надежного укрытия комбината N 815 от нападения с воздуха и обеспечения его бесперебойной работы Совет Министров СССР постановляет:
  1. Комбинат по производству теллура-120, предусмотренный к сооружению Постановлением Совета Министров СССР от 29 октября 1949 г., N 5060-1943 построить под землей в скальных породах с заглублением не менее 200-230 метров над потолком сооружений.
  2. Утвердить для строительства комбината N 815 площадку на реке Енисей, на правом берегу, в 50 км ниже города Красноярска.
  3. Разместить на поверхности земли жилой поселок:
    1950 год - 10 тыс. м2
    1951 год - 30 тыс. м2
    1952 год - 40 тыс. м2
Железнодорожная ветка от станции Базаиха Красноярской железной дороги до площадки комбината N 815. Открытие рабочего движения VIII 1950 г. Рабочие чертежи по поселку 1 очереди (для строителей) с 1.VI 1950 г.".
 
В марте 1950 года на место будущей стройки высадилась группа из 22 проектировщиков и изыскателей "Ленгипростроя", 15 апреля 1950 года в деревню Первомайскую прибыл начальник Управления строительства генерал-майор М.М. Царевский, командированный под Красноярск с секретной стройки в Челябинске-40. В распоряжении строителей было 30 грузовиков марки ЗИС-5, в условиях бездорожья передвигавшихся в сопровождении трактора, и 50 лошадей, привезенных из Челябинска-40.
 
 
В мае 1950 года по распоряжению МВД СССР создается исправительно-трудовой лагерь "Гранитный". Силами заключенных с мая по октябрь велось строительство железнодорожной ветки протяженностью 51 километр по маршруту "станция Базаиха Красноярской железной дороги - Соцгород". Введение в строй железной дороги дало возможность оперативно доставлять грузы на строительные площадки рабочего поселка и комбината.
 
Клуб в деревне Первомайской, 1951 г.Первый пассажирский поезд, доставлявший горожан из Соцгорода до Базаихи-II, состоял из маленьких немецких трофейных вагончиков, отапливаемых печками-"буржуйками" и был прозван строителями "Тарзаном" за пронзительный свисток. Первопроходцам приходилось нелегко, не хватало транспорта, стройматериалов, механизмов, люди жили в землянках и деревянных бараках, однако уже 15 августа 1950 года на перекрестке двух будущих улиц секретного города был забит первый колышек, давший начало строительству жилых кварталов.
 
Одновременно, летом 1950 года, начинаются работы по подготовке горнопроходческих работ в скальном массиве, предназначенном для размещения комбината № 815. Чуть ранее, в июне 1950 года, была организована дирекция комбината под названием "Восточная контора Главстроя СССР".
 
Главная городская улица имени В.И. Ленина, конец 1950-х гг.В первые годы гражданских специалистов на стройке было немного, город и промышленные объекты создавались, в основном, силами военных строителей и заключенных. На 1 января 1953 года в ИТЛ "Гранитный" содержалось 27 314 человек. После амнистии 1953 г., объявленной после смерти Сталина, досрочно было освобождено 17 000 человек.
 
Всего же за время существования Полянского ИТЛ (так "Гранитный" стал называться с 1954 г.) с 1950 по 1964 годы через него прошло 80 483 заключенных. Согласно документам, з/к Полянлага были осуждены за бытовые, административные и уголовные преступления. Политических заключенных в лагере было немного, и работали они только в начальный период на строительстве железной дороги.
Горно-проходческие работы по созданию подземных объектов ГХК, конец 1950-х гг.
 
К 1953 году стройка приобрела глобальный масштаб. Вступили в строй деревообрабатывающий комбинат, кирпичный и бетонные заводы, были разработаны песчано-гравийные карьеры. В городской черте появились 234 жилых дома, в том числе, 18 каменных, кинотеатр "Спартак", три школы, три столовых, детский сад, больничный городок.
 
С самого начала строительства на площадке работали специалисты вновь созданных предприятий - Горного управления, Монтажной конторы № 17 Главпромстроя МВД СССР (треста "Сибхиммонтаж"), Монтажно-строительного управления № 73.
 
 
17 марта 1954 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок комбината № 815 получает официальный статус города и имя: Железногорск - для закрытой переписки, партийных и советских органов, Красноярск-26 - для открытой переписки. К этому времени в Красноярске-26 построено и введено в эксплуатацию более 40 000 кв. м жилья, 5 школ на 1760 учащихся, объекты соцкультбыта и три внутриквартальных котельных.
 
17 июня 1954 года в городе прошли первые выборы в орган государственной власти - Совет депутатов трудящихся. В первый в истории города Совет было избрано 139 человек.
 
Прибытие на железнодорожный вокзал Красноярска десанта добровольцев из Москвы и Ленинграда, июнь 1956 г.
 
В 1956 году город встречал десант добровольцев из Москвы и Ленинграда, прибывший на секретную стройку по призыву Н.С. Хрущева и ЦК ВЛКСМ. Из 2252 прибывших 948 человек были комсомольцами, пополнившими ряды строителей, монтажников, инженеров, учителей.
 
Одним из самых знаменательных в истории молодого города стал 1958 год. 19 августа 1958 года, всего через восемь лет после начала строительства, был пущен первый реактор Горно-химического комбината - АД. 28 августа был подписан акт о его готовности, и ГХК вступил в строй действующих предприятий страны. Второй реактор для наработки плутония-239 - АДЭ-1 был введен в строй всего через три года, 27 июня 1961 года.
 
В 1958 году ЦК КПСС и Совет министров приняли Постановление о переводе Красноярского машиностроительного завода на изготовление ракетной техники. В Постановлении говорилось о строительстве специального объекта - испытательной станции жидкостных ракетных двигателей с условным названием "Химзавод". Площадка Химзавода разместилась неподалеку от города, и в создании спецобъектов принимали участие строители и инженеры Красноярска-26. Испытательный стенд был построен за три года и сдан эксплуатацию 31 декабря 1961 г.
 
В начале 1958 года руководство СССР принимает решение о необходимости массового производства ракет, способных выводить спутник на орбиту и при необходимости доставлять атомную бомбу в любую точку земного шара. Ракеты разрабатывали специалисты Особого конструкторского бюро № 1 под руководством С.П. Королева.
С.П. Королёв, М.Ф. Решетнёв и сотрудники филиала ОКБ-1 на Енисее, 1960 г.
4 июня 1959 года выходит приказ Государственного комитета по оборонной технике об образовании в Красноярске-26 филиала ОКБ-1 под руководством 34-летнего заместителя Королева М.Ф. Решетнева.
 
1 ноября 1959 года на предприятие зачисляются 137 человек, 23 мая 1960 года образуются первые 11 отделов, а 2 июня 1960 года в Красноярск-26 приезжает С.П. Королев. После визита Королева строительство цехов ускоряется, и 31 декабря 1960 года первая партия гироприборов, собранных на предприятии, сдается заказчику. Через год, в январе 1962-го, с космодрома Капустин Яр была запущена первая ракета, собранная и испытанная специалистами Конструкторского бюро прикладной механики.
Н.С. Хрущев во время посещения Красноярска-26 и объектов Горно-химического комбината, 1959 г.
 
Это было время развития и побед. Неслучайно именно в этот период секретный город, не отмеченный ни на одной географической карте СССР, стал объектом внимания первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Первый визит Хрущева состоялся 9 октября 1959 года. Первый секретарь побывал в шахте, где к тому времени был запущен первый реактор, и посетил щит управления АД. В начале 1963 года Хрущев вновь побывал в Красноярске-26. На этот раз он осмотрел цеха "площадки-2" Красмаша, как тогда называли НПО ПМ.
 
1964 год стал особым в истории города. В январе был осуществлен пуск реактора АДЭ-2 на ГХК, а в августе на орбиту были выведены три спутника "Космос", разработанные в НПО ПМ. В это же время специалистами ГХК и ВНИПИЭТ была разработана и внедрена первая в мире схема использования тепла от реактора АДЭ-2 для теплоснабжения и горячего водоснабжения Красноярска-26. Чадящие внутриквартальные угольные котельные были ликвидированы.
Строительство панельных домов по улице Молодежной в микрорайоне № 1, 1964 г.
 
Наряду с промышленными объектами строились и хорошели жилые кварталы. В 1963 году в Министерстве среднего машиностроения был утвержден Генеральный план развития города на период до 1980 года. К этому времени были застроены северная и центральная части Красноярска-26 - преимущественно крупнопанельными домами, которые были частью архитектурного стиля "советского классицизма", привнесенного в закрытый город ленинградскими архитекторами.
 
В 1958 году силами жителей города было создано искусственное озеро, вокруг которого и планировалась застройка будущих жилых кварталов. Первыми в этом направлении, согласно Генплану, в 1960-х начали строиться панельные дома серии 1-335, так называемые "хрущевки". А в 1974-м в Красноярске-26 началось строительство домов улучшенной планировки.
Министр среднего машиностроения Е.П. Славский в рабочей поездке в Красноярске-26, слева - начальник Управления строительства ’Сибхимстрой’ П.Т. Штефан, 1970-е гг.
 
За это время в городе сформировалась развитая инфраструктура, включающая в себя школы, детские сады, больничный комплекс, сеть продуктовых и промтоварных магазинов, предприятия бытового обслуживания, целый ряд спортивных и культурных учреждений. В городе действовали Театр оперетты, Театр кукол, 8 библиотек, музыкальная школа, и три кинотеатра.
 
В августе 1979 года Красноярск-26 праздновал свой первый юбилей - 25 лет. В то время город еще не имел права на собственную историю, документы первых лет хранились под грифом секретности, поэтому за точку отсчета была принята дата первых выборов в городской Совет.
 
К юбилейной дате Горсовет утвердил звание "Почетный гражданин Красноярска-26". Первыми Почетными гражданами города стали министр среднего машиностроения Е.П. Славский, бригадир столяров "Сибхимстроя" В.П. Амелин, токарь НПО ПМ Р.А. Балюкин, бригадир МСУ-53 В.В. Бормашев, начальник цеха ГХК А.В. Лезин и главный педиатр ЦМСЧ-51 Т.В. Стороженко.
 
В том же 1979 году было положено начало строительству первого многоэтажного микрорайона № 3, который, по замыслу строителей и архитекторов, должен был располагаться на другом берегу озера и состоять из домов только улучшенной планировки. Главная улица нового микрорайона получила название Ленинградского проспекта - в честь ленинградских архитекторов, создавших неповторимый облик города.
Мемориальный комплекс площади Победы, открыт 9 мая 1980 г.
 
В 1980-е годы город продолжал строиться и расти. Активно застраивались третий и четвертый микрорайон, создавались архитектурно-художественные комплексы - площадь Победы с мемориалом в память об участии горожан в Великой Отечественной войне и памятник С.П. Королеву.
 
 
К середине 1980-х секретный город пришел к необходимости воссоздания своей истории, и 27 августа 1988 года в Красноярске-26 был открыт городской музей. Основой первых экспозиций были страницы истории городских предприятий, но по прошествии лет благодаря сотрудникам музея были раскрыты многие неизвестные страницы жизни одного из городов "зеро".
Митинг протеста на площади Ленина, 1990-е годы
 
Период 1990-х годов стал одним из самых сложных в истории города и его основных предприятий. В стране начался экономический кризис, нестабильность и инфляция. Вследствие этого оборонный заказ на градообразующих предприятиях был сокращен, а по отдельным видам продукции - и приостановлен. Рабочие коллективы целых подразделений были отправлены в вынужденный простой, началась задержка заработной платы, и, как следствие - в городе стали проходить митинги протеста.
 
Тем не менее, даже в сложные времена городу удалось сохранить основные производства и систему муниципальных градообеспечивающих предприятий. Одной из самых высоких в Красноярском крае оставалась и социальная обеспеченность жителей Красноярска-26.
 
Для местного самоуправления начало 1990-х годов стало своего рода рубежом в разделении власти на две ветви - исполнительную и представительную. 30 марта 1990 года функции исполнительной власти были переданы ставшему самостоятельным исполкому, а власть представительная по-прежнему осталась за городским Советом народных депутатов.
Железногорск с высоты птичьего полета, 1990-е годы
 
14 июля 1992 года вышел Закон РФ о закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), юридически закрепивших существование территорий с расположенными на них военно-промышленными объектами. К числу ЗАТО был отнесен и Красноярск-26. 4 января 1994 года Постановлением правительства "Об официальном названии населенных пунктов ЗАТО" Красноярску-26 было присвоено имя Железногорск, обозначенное еще в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 1954 года. В этом же году 28 июля Железногорск посетил Президент России Б.Н. Ельцин.
 
28 сентября 1995 года вышел в свет федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" и Закон о местном самоуправлении Красноярского края, в соответствии с которыми жителям Железногорска предстояло провести выборы в органы местного самоуправления, определиться с их структурой и принять Устав ЗАТО г. Железногорск. Это было непросто, так как в соответствии с законодательством, с 1993 по 1996 годы функции исполнительной и представительной власти были возложены на главу администрации.
 
22 декабря 1996 года в Железногорске был сформирован городской Совет - представительный орган местного самоуправления в количестве 13-ти депутатов, а 23 октября 1997 года был принят Устав ЗАТО, утвердивший равенство двух ветвей власти - городского Совета и администрации.
 
Щит управления реактором Горно-химического комбинатаК концу 1990-х годов социально-экономическая ситуация в городе, как и в целом по стране, начинает понемногу стабилизироваться. Частично возобновляется государственный заказ на продукцию градообразующих предприятий, минимизируются задержки платежей по заработной плате.
 
В 1999 году город активно включается в международное сотрудничество. Создается Фонд "Международный центр развития-Железногорск", реализуются ряд программ: "Инициатива атомных городов", "Города-побратимы", программа студенческого обмена TIPS. В июле 2000 года Железногорск заключает соглашение о сотрудничестве с городами Алкоа и Мэривилл, округ Блаунт, штат Теннеси, США.
День города на центральной площади Железногорска
 
В августе 2000 года Железногорск отмечал свой полувековой юбилей. К 50-летию города вышло в свет юбилейное издание "Железногорск", ставшее по сути уникальной энциклопедией и летописью города, получившего право на собственную историю. В ноябре 2002 года по решению руководства города была начата работа над Стратегическим планом развития Железногорска на период до 2010 года. На протяжении полутора лет в период работы над проектом Стратплана проводились общественные слушания с привлечением руководителей и специалистов градообразующих и муниципальных предприятий, представителей общественности, малого и среднего бизнеса.
 
В июле 2004 года Стратегический план развития города был утвержден сессией городского Совета. Стратегически важными направлениями были признаны энергообеспечение, кадровое обеспечение, совершенствование инвестиционной привлекательности, улучшение взаимодействия с федеральными и региональными органами власти и формирование здорового образа жизни. Планируя свое будущее, Железногорск по-прежнему связывает его с градообразующими предприятиями.
 
Сохраняют стратегическую важность объекты Горно-химического комбината, перспективы развития которого сегодня соотносятся с созданием новых мощностей по временному хранению отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и комплексным производством полупроводникового кремния.Навигационный спутник ’Глонасс-М’ - продукция НПОПМ им. М.Ф. Решетнёва

Статус ведущего предприятия ракетно-космической отрасли страны подтверждает ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва», создавшее более 1000 космических аппаратов в области связи, телекоммуникации, навигации и геодезии.
 
Несмотря на все трудности, сумело сохранить строительную базу и производственные мощности Управление строительства № 9, став одним из территориальных подразделений федерального учреждения "Спецстрой России".
 
В апреле 2011 года по итогам заседания рабочей группы «Ядерные технологии» Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России принято решение о создании на территории ЗАТО Железногорск кластера инновационных технологий. Одним из важнейших итогов реализации мероприятий Программы развития кластера стал ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса Промышленного парка площадью 10 тыс. кв. метров. Промышленный парк выступит основной производственной площадкой для реализации проектов кластера ядерно-космических инновационных технологий. Цель проекта – создание развитой инфраструктуры, способной удовлетворить потребности в производственных, административных и лабораторных площадях для инновационных предприятий. Резидентам промпарка предоставляются льготные условия аренды и налогообложения, а также услуги по выведению их новых технологий и продуктов на рынок.

Инновационный кластер Красноярского края вошёл в число 11 "кластеров-лидеров"-участников федерального проекта, которым будет обеспечено содействие в использовании различных мер поддержки со стороны Минэкономразвития РФ, других ведомств и институтов развития для обеспечения опережающих темпов роста.

В рамках Федерального закона № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» в Минэкономразвития России подана заявка о создании в ЗАТО г. Железногорск ТОСЭР. Проект, подготовленный Минэкономразвития России в декабре 2016 года, в настоящее время проходит согласование в Правительстве РФ.

Железногорск вошел в число 319 моногородов. Модернизация моногородов - одно из этих стратегических направлений, которые в 2016 году выделил Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте РФ. Главные задачи: диверсифицировать экономику моногородов, создать условия для привлечения инвестиций и развития бизнеса, новые рабочие места, сделать моногорода комфортными для жизни.

Администрацией ЗАТО г. Железногорск в 2016 году были сформированы пять проектов по благоустройству, разработан проект паспорта программы «Комплексное развитие моногорода ЗАТО Железногорск», которым предусмотрены проекты и мероприятия, планируемые к реализации в 2017-2018гг. Основное направление проекта «Пять шагов благоустройства» ? улучшение благоустройства общественных мест отдыха, спортивных объектов, мест общественного питания. Работа проводилась с широким привлечением городского сообщества и позволила выделить направления и объекты, требующие первоочередного внимания.

В 2016 году Железногорск стал победителем первого конкурса ГК «Росатом» среди городов атомной промышленности и получил сертификат на сумму 5 млн рублей. На эту сумму продолжилось строительство пешеходной дорожки вокруг озера, установлены новые детский и спортивный городки в парке, а также создан памятник «Участникам боевых действий - защитникам Отечества».
 
Сегодня Железногорск располагает сетью образовательных, спортивных и культурных учреждений, на базе которых проводятся мероприятия краевого и российского масштабов. Это во многом помогает взаимодействию территорий и поиску новых возможностей для развития самого города. В системе образования функционирует 57 муниципальных образовательных учреждений: 32 детских дошкольных, 18 учреждений общего образования и 7 учреждений дополнительного образования. В городе развивается более 60 видов спорта, работают три детско-юношеские спортивные школы. Работают 11 культурных учреждений: два театра, музыкальная и художественные школы, парк, музей, библиотеки, дома культуры.
 
В 2017 году Железногорск отметит свой 67-й день рождения. Он по-прежнему красив, молод и все так же готов строить своё завтра. Каким оно будет, зависит от многих факторов - от политики государства, от экономической ситуации, от стабильности предприятий. И, конечно, от самих горожан: их любовь, внимание и забота были для города лучшей поддержкой во все времена.